Размер шрифта
Цвет
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 76
общеразвивающего вида»

г. Сыктывкара
Наш адрес:
167026 Республика Коми
г. Сыктывкар, ул. Маяковского, д.8
телефон:
+7 (8212) 62-67-59
+ 7 (8212) 62-52-67
эл. почта:
ds_76_syk@edu.rkomi.ru

Один дома: инструкция, как оставлять ребенка дома

Один дома: инструкция, как оставлять ребенка дома

Один дома: инструкция, как оставлять ребёнка! Важно и необходимо? 

Да!

Итак, уважаемые родители (законные представители) воспитанников, в пору весенних каникул многие из вас оставляют дошколят дома вместе с братьями-сестрами школьного возраста. 

Давайте вместе с юристом и психологом разберемся, со скольки лет можно оставлять ребёнка одного дома, как понять, что он готов, и о чём с ним поговорить перед этим событием.

Вопрос 1: С какого возраста можно оставлять ребёнка дома одного или совместно с братьями-сестрами?

Однозначно ответить на этот вопрос невозможно: в законе не написан возраст, а психологически ребёнок может быть готов и в пять лет, и в двенадцать.

Обычно родители практикуют схему: оставить ребёнка двух-трёх лет одного в детской на полчаса, час → дома на час-два, когда он ещё дошкольник → на несколько часов в начальной школе → на сутки и более в средних классах. Весь возраст дан условно: никто не знает ребёнка лучше, чем его родители.

Удостоверьтесь, что малыш готов не только психологически, но и в бытовом плане. Приучайте постепенно и обязательно проговаривайте правила безопасности и поведения в различных ситуациях. 

Однако, не стоит забывать о том, что за час-два вы не сможете физически озвучить всех возможных ситуаций, следовательно, готовиться к такому моменту необходимо заблаговременно, проговаривая, озвучивая, возможно, обыгрывая, и, конечно же, постоянно напоминая.

Вопрос 2: Как понять, что ребёнок готов остаться дома один или с братом-сестрой?

Родители могут не беспокоиться за ребёнка, если он:

  • знает, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, например, если прорвало кран или загорелась микроволновка;
  • умеет пользоваться телефоном и сможет набрать ваш номер или позвонить в спасательную службу;
  • может проводить время в одиночестве: не будет плакать под дверью и звать родителей в окно;
  • не имеет ярко выраженных фобий;
  • не склонен пакостить, если его наказали;
  • строго соблюдает запреты на опасные игры;
  • может жить по режиму дня самостоятельно.

При этом, не стоит забывать и о санкциях за оставление ребёнка в опасности.

Есть три законодательных акта, которые регулируют этот вопрос:

  1. Родителям грозит штраф или лишение свободы на год, если оставить ребёнка в опасном для жизни и здоровья состоянии. Например, когда он не может о себе позаботиться сам (статья 125 Уголовного кодекса).
  2. Предупреждение или штраф  от 100 до 500 рублей за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Например, если оставить ребёнка без еды и воды на сутки  (статья 63, 64 СК РФ).
  3. Органы опеки и попечительства могут забрать ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью. Например, если его оставили одного на месяц без денег и еды (статья 77 СК РФ).

Вопрос 3: Каких детей не стоит оставлять или нужно не оставлять одних подольше?

Не стоит оставлять ребёнка одного, если он легко может открыть дверь незнакомому человеку или сильно боится темноты и одиночества, если не знает правила техники безопасности (например, что нельзя играть с розетками), любит шкодить или очень впечатлительный (например, может испугаться кадра в фильме и плакать до самого прихода родителей). Всё это говорит о том, что ребёнок пока не готов оставаться один. Родителям стоит проявить терпение и вернуться к идее позже.

Есть категории детей, которых не стоит оставлять одних никогда: с расстройствами аутистического спектра, умственной отсталостью или ограничениями передвижения и младенцев. Эти ребята не смогут позаботиться о себе самостоятельно.

Вопрос 4: Как приучить ребёнка оставаться одному дома?

Мы предлагаем вам несколько правил для родителей, которые уверены, что их ребёнок к этому готов.

Правило 1. Оставляйте одного постепенно.

Не уезжайте сразу на неделю к друзьям. Сначала выходите к соседям на полчаса, потом на час в магазин и так постепенно увеличивайте время.

Правило 2. Поговорите о технике безопасности.

Обсудите разные чрезвычайные ситуации и возможности выхода.

Например, если дома загорелась плита, то нужно позвонить маме или папе, а потом пожарным по номеру 01. Обязательно сообщить фамилию и имя свои и родителей, назвать домашний адрес. Выйти из квартиры на улицу. Если ребёнок учится в младших классах, не стоит рассказывать, как тушить пожар самостоятельно.

Если началось землетрясение, то нужно срочно выйти на улицу и отойти подальше от любого здания. Лучше всего — на спортивное поле.

Если в квартиру ворвались грабители, нужно спрятаться в шкафу, нише или под кроватью и написать сообщение родителям. Ни в коем случае не попадаться им на глаза и не вступать в диалог.

Если дома отключили свет, у ребёнка должен быть фонарик вместо свечей.

Научите ребёнка в обязательном порядке проверять закрытую воду, выключенный свет и бытовую технику. И напомните, чтобы он ни при каких обстоятельствах не открывал дверь незнакомым людям.

Правило 3. Убедитесь, что ребёнок знает все данные. 

Точно может сказать фамилии, имена и отчества — своё и родителей, точный адрес, контактные телефоны.

Правило 4. Обсудите время отсутствия.

Скажите точно, во сколько вы выйдете из дома и во сколько вернётесь. Обязательно обозначьте, где будете, на случай, если ребёнок не сможет дозвониться вам напрямую. И старайтесь не опаздывать.

Правило 5. Расспросите, чем ребёнок будет заниматься.

Если у него возникают сложности с планированием своего дня, помогите придумать занятия. Можно воспользоваться методом «деловые часы»: обозначить временные промежутки для каждого занятия.

Правило 6. Удостоверьтесь, что его телефон заряжен. И включён звук.

Если вы оставили ребёнка дома, а сердце не на месте, позвоните ему, спросите, чем он занят. Только не делайте это каждые 15 минут — проявите уважение к его самостоятельности. Если ребёнок маленький, например, дошкольник или младший школьник, оставьте видеоняню.

Правило 7. Удостоверьтесь, что ребенок знает телефоны служб спасения.

Возможно, что вы в какой-то момент можете оказаться "не в сети", следовательно, ребенок должен знать, кому и куда он может позвонить в зависимости от ситуации.

Помните, что когда вы вернётесь домой, там может поджидать неожиданность, как в стихотворении Эдуарда Успенского «Разгром». Оцените объективно, случайны ли поломки или ребёнок хотел нашкодить, отделите угрозу его жизни и здоровью от шалости.

#дети #правила_безопасности #профилактика #НаучиРебенкаПДД #У_ПДД_каникул_нет #Безопасность11 #НеделяБЕЗопасностиСыктывкар



Все новости