Размер шрифта
Цвет
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 76
общеразвивающего вида»

г. Сыктывкара
Наш адрес:
167026 Республика Коми
г. Сыктывкар, ул. Маяковского, д.8
телефон:
+7 (8212) 62-67-59
+ 7 (8212) 62-52-67
эл. почта:
ds_76_syk@edu.rkomi.ru

Сентябрь! Новый учебный год! А для малышей - адаптация!

👨‍👩‍👦 Как помочь ребёнку адаптироваться к детскому саду?

Педагог-психолог нашего Детского сада предлагает Вам познакомиться с информацией, касающейся адаптации Вашего малыша к детскому саду.

Итак, в жизни вашей семьи наступил период, когда пришла пора отдавать малыша в детский сад. Причины на это в каждой семье свои (работа, учеба, рождение второго ребенка и т.д.), но, так или иначе – вы идете в детский сад. В первую очередь, вам – родителям, самим необходимо знать, что же именно дает посещение детского сада ребенку?

1 - возможность общения со сверстниками, включенность в группу, жизнь в коллективе. 

2 – в детском саду ребенок учится общаться не только с другими детьми, но и со взрослыми. 

3 - с этим моментом естественным образом связан и другой: в детском саду ребенок знакомится с определенными правилами поведения и учится соблюдать их. 

4 - наконец, в детском саду ребенок получает возможности для физического и интеллектуального развития. 

5 - не следует забывать и об аспектах медико-педагогических: режимное питание, отдых, прогулки, занятия + уверенность родителей, что в саду их малышам будет обеспечен нормальный уход и присмотр.

Сегодня известно, что нет наилучшего возраста для начала посещения детского сада, так как каждый ребенок индивидуален. Но если вы решили идти в детский сад, то необходимо быть готовым к определенным трудностям. Одна из них – адаптация.

Адаптация - это приспособление организма и личности к новой обстановке, а для ребенка дошкольное учреждение, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает в себя индивидуальные реакции, которые зависят от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Поэтому темпы адаптации у разных детей будут различны.

При этом различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода:

1 - легкая адаптация - поведение нормализуется в течение 10-15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения;

2 - адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;

3 - тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Часто адаптация протекает сложно, потому что привыкание к новым условиям – это стресс для всего организма, который можно сравнить со стрессом космонавта, отправившегося в полет. Как пережить процесс адаптации наиболее безболезненно для ваших детей и вас?

1.Если решение уже принято, перестаньте волноваться. Все будет хорошо. Лучше всего  занять позицию осознанной необходимости.

2.Пока вы еще дома, обратите внимание на режим дня ребенка. За оставшееся время он должен быть перестроен таким образом, чтобы малыш легко просыпался за час-полтора до того времени, когда вы планируете выходить из дома в детский сад.

3.Если ваш ребенок уже не спит днем, приучите его просто лежать в постели одного. 

4.Постарайтесь приучить ребенка ходить в туалет «по-большому» в одно и то же время (не с 11 до 13 часов - время прогулки в саду). По-маленькому малыша нужно научить ходить в туалет не тогда, когда уже «очень хочется», а заранее: перед выходом в детский сад, перед прогулкой, перед сном.

5.Максимально приблизьте режим питания вашего ребенка к детсадовскому, устраните «кусочничество» между едой. 

6.Стоит заранее приучать ребёнка к самостоятельности и навыкам самообслуживания. 

7.Закаливать нужно всех детей, а детей, которые идут в детский сад - особенно. 

Для родителей, которым предстоит пройти этот этап, даёт советы консультант Республиканского консультационного центра КРИРО, практикующий детский психолог.

Но все же существуют типичные ошибки родителей в период адаптации.

  1. Недооценивание важности периода адаптации, резкое погружение ребенка в среду ДОУ. Как долго должно длиться первое пребывание ребенка в детском саду? У меня нет категоричного ответа на этот вопрос. Все зависит от конкретного ребенка. Это может быть один час непрекращающегося панического плача, а может быть полдня интересной деятельности и удивленный детский вопрос: «Бабушка, а ты зачем так рано пришла? Я еще хочу поспать с ребятами». Я предпочитаю ориентироваться не на прописанные нормы, а на психологический комфорт ребенка. 
  2. Нарушение принципа систематичности, последовательности (сегодня пойдем в садик, завтра не пойдем, потому что проспали, лень, просто маме не хочется, «он сегодня так плачет, что боюсь оставлять»). Ребенок сложнее привыкает при таком непостоянстве. 
  3. Внезапное исчезновение при прощании, когда мать старается отвлечь ребенка и уйти незаметно, считая, что тем самым она избегает стресса расставания. Мама исчезает то во время завтрака, то во время прогулки – формируется недоверие к маме, к миру, страх, что мама может исчезнуть в любой момент даже дома. Лучше всего придумать ритуал прощания, который будет повторяться каждый день.
  4. Несоответствие питания. Некоторые родители длительное время кормят детей «баночным» детским питанием. Ребенок, получающий дома только протертую пищу приходит в садик с несформированным навыком жевания. Ребенок, привыкший есть только макароны и пельмени, вероятно, будет отодвигать садичное овощное рагу и запеканку. 
  5. Несоблюдение единства требований дома и в ДОУ. Например, кормление дома «на ходу», перед телевизором приводит к тому, что ребенок в садике убегает из-за стола; без концентрации внимания на мультике, не может долго сидеть на одном месте. Часто встречающаяся ситуация: ребенок, засыпающий дома только в процессе укачивания – становится настоящей проблемой в тихий час. 
  6. Несоответствие режима дня. Приучать ребенка к раннему подъему необходимо еще до поступления в сад. В идеале, ребенок должен сам просыпаться в нужное время – это поможет избежать дополнительного стресса, капризов, вызванных недосыпанием и переутомлением. 
  7. Научить ребенка полностью себя обслуживать – это хорошо, но не всегда возможно в силу возраста. Научите ребенка просить о помощи и спокойно ждать своей очереди (воспитатель слышит твою просьбу, но сначала поможет Ване и Кате) 
  8. Невнимание к социализации. Ребенка необходимо заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми, наблюдать за особенностями его поведения (стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован). Ребенка нужно приучить, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся. До садика у ребенка должен быть опыт разлуки с мамой хотя бы на несколько часов. 
  9. Неправильный настрой ребенка на посещение детского сада. Некоторые родители рисуют малышу некую идиллию его пребывания в детском саду. Другие угрожают ребенку детским садом как наказанием за непослушание. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости.  Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Но обязательно показывать значимость его нового статуса. 
  10. Стремление развлечь ребенка в этот трудный для него период походами в цирк, зоопарк, кафе. Этим еще сильнее нагружается нервная система ребенка. Лучше больше проводить времени в привычной домашней обстановке, играя и разговаривая с малышом. 
  11. Наложение кризисов, когда начало посещения детского сада, совпадает с изменением состава семьи или переездом. Например, папа оставил семью и маме необходимо выйти на работу. Или родился еще один ребенок. Отдавать в садик старшего ребенка желательно до появления малыша, чтобы он не воспринял это как изгнание, потому что новый ребенок занял его место. 
  12. Чрезмерная тревожность, озабоченность. Если мать с опаской ждет, что ребенок заболеет, он непременно заболеет, чтобы оправдать ее надежды. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама. 
  13. Незаинтересованность в адаптации ухаживающего взрослого. Например, ребенка в садик водит няня, которая сидела с ним с полугодовалого возраста. Чем дольше и болезненнее будет адаптация ребенка, тем нужнее будет няня, а няня в этом материально заинтересована.
  14. Случается, что мама, не видящая себя вне ситуации ухода за ребенком, испытывает особое удовольствие, когда малыш не хочет идти в детский сад, тем самым, транслируя ему на подсознательном уровне свою заинтересованность в таком поведении. Мною замечено, что дети работающих матерей адаптируются легче. 
  15. Отсутствие необходимости в посещении ДОУ. Родители сомневаются в целесообразности «садиковского воспитания» и любые колебания родителей ребенок использует для того, чтобы не пойти в садик. 
  16. Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Ребенок плачет, а родители переживают тревогу и чувство вины, только усугубляя ситуацию. Как бы это странно не звучало, но плач при адаптации – это норма. И чем громче плач, тем скорее он закончится. Ребенку нужно время и возможность «отгоревать», пережить потерю каких-то удовольствий домашней жизни. 

Вот и посмотрите сами, все типичные ошибки, как правило, вытекают из-за отсутствия процесса своевременной подготовки ребенка к условиям ДОУ. Задумайтесь!

Более подробно можно ознакомиться с материалами по адаптации на нашем сайте. ЗДЕСЬ! 

Удачи вам и вашим детям!



Все новости