Размер шрифта
Цвет
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 76
общеразвивающего вида»

г. Сыктывкара
Наш адрес:
167026 Республика Коми
г. Сыктывкар, ул. Маяковского, д.8
телефон:
+7 (8212) 62-67-59
+ 7 (8212) 62-52-67
эл. почта:
ds_76_syk@edu.rkomi.ru

Консультационный центр "Родительская академия" предлагает: "Игры и упражнения, способствующие развитию речи"

Консультационный центр "Родительская академия" предлагает: "Игры и упражнения, способствующие развитию речи"

#НеделяРодительскойКомпетентности

🧩🎲 Игры и упражнения, способствующие развитию речи

Развитие мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно по этой причине пальчиковая гимнастика для развития речи малышей должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком.
Тренировка движений пальцев подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Начать тренировать пальчики ребенка вы можете уже в течение первых 5 месяцев.

В этот период ребенку достаточно предлагать предметы и игрушки с различной поверхностью, листать книжки, которые можно рвать и мять, мягкие игрушки.

Для малышей после 1 года очень полезны специальные пальчиковые краски (ребенок опускает в них пальчик и рисует на большом листе бумаги), пластилин (можно просто мять и разрывать на кусочки).
Чем старше ребенок, тем большую нагрузку можно давать его пальчикам. После 2-х лет предложите игры с пуговицами. Их можно пришить на кусок ткани, получится коврик – тренажер для ножек, на нем можно ходить; или сделать забавные застежки. Детям нравится просто перекладывать пуговицы (под присмотром), распределять их по величине, цвету, раскладывать в коробочки.

Очень полезны пальчиковые игры-потешки. Ребенок рассказывает стишок и одновременно показывает действие на пальчиках. Самый известный вариант такой игры – «Сорока-сорока». Но есть и другие потешки с действиями проговаривания и показа.

🖖 Игры-потешки

Сорока
Сорока, сорока, сорока-белобока
Кашку варила, детишек кормила:
(указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой)
«Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала.
(По очереди загибают пальцы, начиная с большого).
Этому не дала! Ты воды не носил,
Дров не рубил, каши не варил —
Ничего тебе нет!»
(Мизинец не загибается).

Варежка
Маша варежку надела:
(сжать пальцы в кулак)
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал».
(Все пальцы разжать, кроме большого).
Маша варежку сняла:
«Поглядите-ка, нашла!
(Разогнуть оставшийся согнутым палец).
Ищешь, ищешь – и найдешь,
Здравствуй, пальчик, как живешь?»
(Сжать пальцы в кулачок).

Братцы
Идут четыре брата навстречу старшему.
– Здравствуй, большак, – говорят.
– Здорово, Васька-указка, Гришка-сиротка,
Мишка-середка, да Крошка Тимошка.
(Соединяют большой палец с другими пальцами по очереди).

Замок
На двери висит замок.
(Соединить пальцы обеих рук в замок).
Кто его открыть бы мог?
(Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны).
Постучали,
(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)
Покрутили,
(покрутить сцепленные руки в запястьях)
Потянули
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
И открыли.
(Расцепить пальцы).

🖖 Освоение ножниц – тоже большая нагрузка для пальчиков. Уже с 3-х лет можно предложить ребенку резать бумагу.
После 3-х лет обязательно приобретите ребенку мозаику (сначала самую крупную), пазлы для малышей. Интересны вкладыши типа Монтессори, нанизывание крупных бус и, конечно, рисование (красками с кисточкой).
Все эти игры приносят детям радость и развивают ручки, а через них – мышление, речь, внимание.

Существуют игры, направленные на развитие речи и не связанные напрямую с руками.

🖖 Игры для язычка (тренировка артикуляционного аппарата; с 1,5 лет)
Читая стихотворение, произносите выделенные слова вместе с малышом.
На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у».
Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з».
Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».
Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь».
Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с».
Еж колючий пробегал – «Пх-пх-пх».
Птичка маленькая пела – «Тиль-ль, тиль-ль».
И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж, ж-ж-ж».
Малыш может сначала слушать, потом попытается повторять. Не добивайтесь сразу точного воспроизведения звуков: артикуляционный аппарат развивается постепенно и индивидуально.

🖖 Зарядка для язычка (тренировка артикуляционного аппарата; с 1,5 лет)
Сядьте напротив ребенка и, произнося соответствующие слова, выполняйте описанные действия. Малыш смотрит, затем пытается повторить.
Погулять язык собрался: (открыть рот)
Он умылся, (кончиком языка быстро провести по верхним зубам)
Причесался, (несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)
На прохожих оглянулся, (провести языком по губам – «облизнуться»)
Вправо, влево повернулся, (повернуть язык в указанную сторону)
Вниз упал, наверх полез, (опустить язык вниз и поднять вверх)
Раз – и в ротике исчез (спрятать язык во рту).
Не забывайте, что малыш воспринимает Ваши действия зеркально, поэтому, произнося «влево», для вас означает повернуть язык вправо и наоборот.

🖖 Отгадай, кто к нам пришел (материал: игрушки или картинки, изображающие животных).
1. Взрослый показывает игрушку или картинку (например, корову) и предлагает вспомнить, какие звуки корова издает. Ребенок произносит: «Му-у». Так же и с другими картинками (как гудит машина, как стучит барабан, как пищат мышата и т.д.).
2. Взрослый предлагает угадать по звукоподражаниям, кто пришел в гости.
– «Му-му-у» – кто это мычит?
– «Мяу-мяу» – кто пришел?
– А кто спрятался и пищит «пи-пи-пи»?
– «Ко-ко-ко» – кто теперь?
– «Ква-ква-ква» – а это кто?
– «Ку-ку, ку-ку» – чей это голос?
– «Тик-так, тик-так» – а это что? И т.д.
Меняя высоту голоса, взрослый просит определить, какая мышка (кошка, собачка и т.д.) пищит: большая или маленькая.

🖖 Узнай по звуку – игра на развитие внимания и звукового восприятия (материалом являются различные игрушки, которыми можно производить характерные звуки: барабан, колокольчик, ложка, бумага, книга и т.д.).
Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы разными предметами. Ребенок должен догадаться, что это за предмет, и назвать его, не поворачиваясь.

🖖 Упражнения на развитие речевого дыхания

Чтобы научиться выговаривать такие звуки, как «С», «З», «Ш», «Ж», «Р», ребенок должен сделать достаточно сильный вдох. Также эти упражнения помогут в профилактике заикания, «глотания» звуков.

«Одуванчик»
На прогулке найдите одуванчик. Взрослый предлагает подуть на цветок так, чтобы слетели все пушинки (ребенок справляется за 3-4 раза).
«Снежинки» (материал: несколько кусочков ваты или маленькие бумажные снежинки, кусочки салфеток)
Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторить 3 раза.
«Бабочка, лети!» (материал: 2-3 яркие бумажные бабочки, каждая подвешена на нитке к чему-либо на уровне лица ребенка)
Задача ребенка – дуть на бабочек, чтобы они «летели». Дуть не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова.

👌 Дорогие родители, занимаясь с ребенком ежедневно упражнениями, вы научите его правильному произношению, построению фраз и оформлению мыслей.



Все новости